?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Об образовании и его реформах
arcanag

В стране перманентно реформируется система образования. Реформы идут, пожалуй, начиная с перестройки.  И чем дольше они идут, тем хуже ситуация собственно с образованием. Негативный эффект настолько заметен, что возникает впечатление о целенаправленном разрушении той системы которую эти мероприятия вроде как призваны улучшать. Особенно ускорился процесс разрушения с приходом на пост министра Фурсенко, а впоследствии продолжателя его дела Ливанова.

Целенаправленно или нет, разрушение системы образования идет и идет быстро. Если в процесс всмотреться, то можно выделить несколько уровней и механизмов развала.
1.                     Наверно одним из самых первых заметных нововведений в образовании, восходящим еще к началу 90-х, был отказ от задач воспитания в школе. Вернее попытка такого отказа. Поскольку учителя и школы не могут работать, если действительно по факту откажутся от воспитательной функции. Тем не менее, учителям серьезно урезали возможности по наказанию детей (ребенка нельзя выгнать из класса, ему нельзя поставить двойку без специального согласия родителей на двойки, не оставить на второй год и пр.), что негативно сказывается на дисциплине и качестве образования.
 С концептуальной точки зрения отказ от воспитания означает отказ от педагогической части в системе среднего образования. Т.е. тогда, когда это имеет решающее значение для развития детей. Образование включает в себя две части. Первое – это обучение, т.е. те знания и навыки, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Второе это педагогика, т.е. те человеческие качества, которые должны развиться в ребенке. Ну а отказ от воспитания направляет развитие ребенка на самотек и приводит к появлению «деток из клетки».

2.                     Коммерциализация образования. Образование из государственного обязательства или государственной функции становится услугой. В свою очередь, школа и педагогический состав становятся продавцами услуг. Что часто приводит к потере уважения к ним со стороны учеников и родителей. В советский, да и в имперский, периоды в России к учителю, относились к человеку служения. Чувствует человек в себе такое призвание. И идет делать непростой и очень важный для общества труд совсем за небольшие деньги. Коммерциализация образования и объявление его услугой ведет к изменению отношения к учителю как к продавцу или шоумену. Потребитель заплатил деньги – продавец обязан удовлетворить потребность. У меня, например, был случай, когда студенты явились на занятие с подносами с едой. Мол – ты выступай, развлекай нас, а мы пока покушаем.
3.                     Финансы. Это, во первых, подушевое финансирование. Не знаю как в школе, где вопрос об отчислении не особо актуален. В высшем образовании оно на практике означает: отчислил десять студентов – можешь увольнять одного преподавателя. Чтобы не отчислять приходится снижать уровень требований, падает качество и уровень обучения. Недавно объяснял студентам вечерникам как переносить из левой части уравнения в правую и наоборот. Четвертый класс вообще-то. И многие дневники от них недалеко ушли. Списывать уже разучились, не то что решать.
Далее – это новая система оплаты труда (НСООТ). Достаточно большой процент от фонда заработной платы (около 30% если память не изменяет) переходит в распоряжение директора. В целях так называемого ухода от уравниловки. Что просто провоцирует директора на использование этих денег в целях повышения своего благосостояния и благосостояния близких ему людей. Причем в рамках закона.

4.                     Введение ЕГЭ. Существуют три разных по своей природе типа экзаменов выпускные, переводные и вступительные. Переводные -подтверждают способность ученика перейти на следующую ступень обучения. Выпускные – позволяют оценить уровень знаний выпускника.  Вступительные являются неким испытанием – преодолением порога вступления в учебное заведение. ЕГЭ является суррогатом. Это смешение различных по своей природе выпускных и вступительных экзаменов. Кроме того  – блок А (тест) является профанацией экзамена. Блок Б не позволяет оценить ход решения. Также в ЕГЭ отсутствуют сочинение, устные экзамены (дети отучаются нормально излагать свои мысли). Всего два обязательных предмета – русский и математика. Как результат – потеря школьниками мотивации к изучению остальных предметов.
5.                     Компетентностный подход. На место знание-ориентированного подход, где упор делается на предметное содержание, вводят компетентностный результатом должны быть личностные и метапредметные компетенции, про которые неизвестно как их измерить. Т.е. на место легко проверяемого предметного содержания, когда в качестве результатов обучения предъявлялись легко проверяемые знания и навыки пришел подход со сложно проверяемыми результатами (если вообще их можно адекватно мерить).
6.                     Увеличение нагрузки на учителей. Как за счет скачкообразного роста документации, так и за счет роста прямой нагрузки, т.е. увеличение числа часов, которым сопроводается повышение заработной платы.
Результатом всех этих процессов (и каждого из них в отдельности) является отчуждение учителей и учеников от собственно образования. Ученики не хотят учиться. У учителей не остается сил, а часто и желания, учить. Управляющий корпус озабочен в первую очередь финансовыми вопросами и также отчуждается от образования. По сути, наиболее заинтересованными остаются родители. Которые понимают, что без хорошего образования их детям придется сложно. Да и те испорчены потребительским подходом – Я заплатил деньги/налоги, вы обучите и воспитайте моего ребенка. Не желая понимать, что без их глубокого участия в воспитании и образовании детей ничего не выйдет.