Previous Entry Share Next Entry
Дворянские реформы в XVII в
arcanag

Начало 17в. в Московском царстве характеризовалось Русской смутой. Смута сопровождалась гражданской войной, иностранным военным вторжением и массовым предательством интересов государства тогдашней элитой – боярами. Из смуты государство вышло с большими потерями. Часть земель отошло Польше и Швеции, оставшиеся земли были разорены, большое количество населения погибло.


Перед московским правительством встала задача восстановления боеспособной армии. Однако в результате смуты крестьянские хозяйства были разорены, а значит, разорены и поместья с вотчинами. Ситуация усугублялась массовым бегством крестьян от помещиков. Основанная на помещичьем хозяйстве система комплектации армии не могла снарядить и обеспечить воина дворянской конницы.
Тут надо отметить, что на начало 17 в крепостное право только еще устанавливалось в русских землях. Крестьяне оставались лично свободными людьми. Отношения между крестьянами и помещиками били отношениями арендатора и хозяина земли. Крестьянин вполне мог уйти, предварительно расплатившись по долгам. Однако разорение крестьянства вследствие смуты загоняло крестьян в долговое рабство и в последствие в холопы. Что и приводило к бегству крестьян. 

                Таким образом, для восстановления вооруженных сил правительству требовалось восстановить материальную базу поместной конницы. Второй проблемой было разобраться – кому какие земли принадлежат. В течение смуты власть в стране принадлежала царям, самозванцам, полякам. Все они, вербуя себе сторонников среди местной аристократии, активно раздавали земли в постоянное и временное пользование.

Перепись (разбор) земель была проведена в 1621г. Чаще всего земли оставляли за текущими владельцами. Параллельно с переписью было установлено количество дворян и детей боярских и их пригодность к военной службе. Вновь принимаемые на службу дворяне и дети боярские были наделены землями за счет свободных крестьянских земель. Благодаря принимаемым мерам к началу Русско-Польской войны 1632–1634гг удалось восстановить численность поместной конницы до уровня конца XVIв.

Тем не менее, боеспособность дворян оставалась невысокой. Обычным явлением была неявка на службу или самовольные отъезды с нее. Как из-за нехватки средств, так и из нежелания служить.   
Для упорядочивания законодательства в 1649г было издано Соборное уложение. В целом данное уложение было направлено на укрепление положение дворян и детей боярских. Согласно уложению, служба дворян начиналась в 18 лет. Правило о зачислении новобранцев в чин отца было отменено. У помещиков появилась возможность в мирное время выставлять вместо себя даточных людей. Крестьяне были прикреплены к земле. Если до уложения крестьянин, расплатившись с долгами, мог уйти от помещика на другие земли, то Соборное уложение «навечно» прикрепило его вместе с семьей к той земле, на которой застала перепись 1621г. Срок сыска беглых крестьян, в том числе и расплатившихся с долгами, стал бессрочным. Началось явное закрепощение крестьянства.

Внутри дворянства шла интенсивная борьба за землю. Как правило, победа оставалась за московскими дворянами, которые были ближе к центру принятия решений. Происходила концентрация земель в руках столичного дворянства, что приводило к деградации поместной конницы, основу которой составляли городовые дворяне. После войны за освобождение Украины дворянская конница утратила свое доминирующее военное значение. Основу вооруженных сил стали составлять полки нового строя.
С середины XVII в. массовое распространение приобрела передача поместных земель в вотчинное землевладение. Перевод осуществляется как напрямую, так и путем продажи поместий в вотчины.

Вместе со стиранием грани между поместьем и вотчиной начался распад системы поместного землевладения. Вместе с ним стала стираться грань между боярством и дворянством. В 80-х годах
XVII в. было упразднено местничество. Снизившаяся политическая роль боярского сословия позволила провести этот процесс безболезненно. Отмена местничества позволила повысить эффективность как гражданского, так и военного управления.

  • 1
Отличный материал!

Одна неточность: перепись земли была не в 1721 году, а до 1649.

Вы пишете: «Перепись (разбор) земель была проведена в 1721г. ...
Для упорядочивания законодательства в 1649г было издано Соборное уложение. ... Крестьяне были прикреплены к земле. Если до уложения крестьянин, расплатившись с долгами, мог уйти от помещика на другие земли, то Соборное уложение «навечно» прикрепило его вместе с семьей к той земле, на которой застала перепись 1721г.»

Наверное, правильно так: сначала перепись 1621 года, потом Соборное уложение 1649 года, которое прикрепило крестьян к земле, обозначенной в переписи.

Спасибо. Вместо 1621 написал 1721.
Поправил.

не надо писать слово РАБЫ. и сравнивать с рабами НЕ надо. во всяком случае, делать это надо КАТЕГОРИЧЕСКИ осторожно и взвешенно.
по причине того, что русские НИКОГДА РАБАМИ НЕ были. эта мысль должна быть ясна для понимания каждому. иностранцу пиндосу. дуболому. а если кому что и КАЖЕТСЯ, то... надлежит перекреститься и удалить сорину из глаза, искажающую восприятие.
и про холопа. были ведь и боевые холопы. это же просто - работники за плату. зачем идти в поводу у редисок, вложивших в слово какой-то уничижительный смысл.

Edited at 2016-02-23 06:02 pm (UTC)

Своеобразный институт рабства в Древней Руси существовал, о чем свидетельствуют законы Русской Правды. Там права и обязанности различных слоев вполне прописаны. И холопами там как раз называли рабов.
Другое дело, что этот институт не был массовым и как-то определяющим систему общественно-экономических отношений. Подавляющее большинство населения было свободным.

Боевые холопы, они же послужильцы и холопы это действительно разные вещи.

Слово "рабы" убрал, раз так глаз режет.

ну и чудненько. всё когда-то случается в первый раз.
когда-то редисок, не готовых немедленно сразиться до смерти за какое-нибудь абстрактное, отвлечённое понятие, вроде "чести", "совести", "отечество", "истина" и т.п. именовали чушками. потом их стали звать в греции рабами. ну, чтобы жить людям не мешали. гражданам. опосля этих чуханов определили для экономической эксплуатации. затем, с развитием "производительных сил" и прочим оскудением нравов, догадались ввести другую эксплуатацию, вплоть до сексуальной.
или это было наоборот? - да какая разница!!!
в эпоху информвойны (говорят, она шла всегда) надлежит давать явлениям точные наименования.
в Риме рабство - было. в САСШ - БЫЛО. а у нас - НЕ было. и это - факт. жесточайший гнёт - был. вопиющие нарушения заповедей божьих и человечьих - были. РАБСТВА не было. в понимании этого явления Западом. и пример тому не только факт, что салтычиху сослали, не только то, что написал Тургенев в своём "му-му", когда Герасим НЕ послал барыню на йух. а ... "просто ушёл". в деревню. дело в том, что описывая возмутительные случаи пьянства "на Пасху", колышащие ВСЮ страну, Толстой, Л.Н., поминал о дозах. что-то около 250г водовки.
спасибо, дружище, что пошёл навстречу.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account