?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Про внутренние драйверы роста
arcanag
Универсальным источником развития являются противоречия. Как внешние, так и внутренние. Данный источник не зависит от социально- экономической системы и является общим для всех человеческих сообществ.

Возникает вопрос – существуют ли внутренние источники развития, характерные для тех или иных социально-экономических систем. Ну, или шире, общественно-экономических формаций.

Самый наглядный пример внутреннего драйвера роста можно увидеть в капитализме. И таким источником является свободная конкуренция. Идея весьма проста. У человека присутствуют все базовые природные инстинкты (самосохранения, продолжения рода, доминирования и пр.). Также человеку свойственны определенные потребности (в воздухе, воде, питании, крыше над головой т т.д.),  для удовлетворения которых нужны ресурсы. Как материальные, так и нематериальные. А в обществе потребления – гиперпотребности.

Однако количество ресурсов ограничено. Удовлетворение инстинктов одного человека часто противоречит таковому у другого. В результате возникает конкуренция, т.е. соперничество в определенной области с целью получения соответствующей выгоды. Получается, что движущей силой конкуренции также является противоречия. Между желанием/необходимостью удовлетворения определенных потребностей и невозможностью это сделать в текущем состоянии. А также между потребностями одних и других индивидуумов. В процессе конкуренции возникает «война» всех против всех за максимально полное удовлетворение базовых инстинктов и потребностей.
Если загнать эту войну в определенные рамки, то поиск путей к победе ведет к появлению нового и развитию системы в целом. Но вот если рамки разрушить, то ничем не ограниченная конкуренция пожирает социум.

Надо отметить, что конкуренция, понимаемая как соперничество в определенной области с целью получения соответствующей выгоды, может трактоваться весьма широко и выходит за рамки капитализма. Помимо конкуренции за средства существования, деньги, есть конкуренция среди великих ученых, композиторов, художников, вообще людей искусства. Уже не за материальные ценности, а за признание, за вклад в мировую культуру. Также есть миропроектная конкуренция. И многое другое.

Однако, даже в рамках капитализма все не так просто. Дух капитализма создавался не обществом потребления. И не тогдашними коммерсантами.  Дух капитализма вышел из протестантских групп, исповедовавших сакральное отношение к труду (см. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма). Труд оказывался способом религиозного служения. А одной из форм подтверждения высшего расположения было растущее благосостояние верующего. При этом роскошь презиралась. Ростовщичество не одобрялось. Результы труда вкладывались в дело. Возникала положительная обратная связь. И миллионеры, для которых роскошь – ничто. И развитие не через конкуренцию (которая вторична), а через трудовое служение. Развитие здесь также основано на противоречии. Между жаждой спасения и сомнением, что спасешься. А также через сакральное отношение к труду. Истовый верующий, для которого труд почти молитва, способен работать как никто.

Получается – внутренние драйверы роста любой миропроектной системы опираются на противоречие между деятельным желанием должного и отсутствием этого должного в представленной реальности. Главное отличие в том, что выступает (раскручивается) в качестве должного.

Предыдущие материалы
Про источники развития

  • 1
Мне думается, что конкуренция позитивна только в умственно-культурной области. Конкуренции в добывании ресурсов быть не должно. В качестве примера можно рассмотреть два пути развития крупной группы в экстремальных условиях:
- каждый сам за себя, "человек человеку волк";
- один за всех и все за одного, "человек человеку брат".

В первой группе постепенно разовьются все "прелести" капитализма, с неизбежной гибелью значительной части людей.
Коллективный разум второй группы, разумное, осмысленное распределение ресурсов, высокая способность к общей мобилизации, забота о каждом, сделают её сильнее первой группы во всех отношениях.

Самое ужасное в капитализме - неразумное, хаотичное, не спланированное движение ресурсов и людей. Это приводит к огромным, просто гигантским потерям и истощению недр Земли.
Даже подумать страшно, что по воле какого-то одного, далеко не самого умного и образованного человека движутся огромные деньги и ресурсы. Куда движутся? По его "интуиции"...

Согласен.

Хочу добавить, что принцип "человек человеку волк" слелал ставку на конкуренцию в максимальном удовлетворении именно низших потребностей. Т.е. конкуренция в экономике активизирует низшее/природное начало в людях.

В качестве альтернативы конкуренции в свое время был предложен принцип соцсоревнования. Когда, с одной стороны каждый старается стать лучшим в своей области, а с другой - ушедшие вперед помогают отстающим подтянуться (объясняют, показывают и пр.).


Точно-точно! "Победа одного - победа всех".
В нормальном обществе успех каждого человека делает хоть на немножко сильнее, богаче, умнее всех остальных, общество в целом. В капитализме успех одного - поражение для многих.

Мне очень понравилось, как ты написал про сакральный смысл труда.

А знаешь, недавно узнал про исследования Чаянова Александра Васильевича о количестве труда русского крестьянина. И он пришёл к парадоксальному заключению: русский мужик работает ровно столько, сколько нужно для нормальной сытой жизни. Живёт один - работает мало, появляется жена, дети, работает больше, чтобы прокормить семью. Дети женятся, "разлетаются", снова работает меньше.

То есть, у нас исстари люди не стремились копить богатства. Лишнего не нужно.

  • 1