Previous Entry Share Next Entry
О студентах. Агрессивное невежество
arcanag
Вел на днях практическое занятие по ядерной физике. У студентов, 3-го курса.



На практике мы решаем задачи. Решение выглядит следующим образом. Диктую условие, пишу "дано" на доске. Там же, если надо, рисую картинку. Объясняю ход решения. Формулы, которыми надо пользоваться, заранее написаны в правой части доски. Потом смотрю на группу и жду. Группа смотрит на меня и тоже ждет. Я – когда кто-нибудь начнет решать. Группа – когда мой приступ оптимизма пройдет. Потом я решаю часть задачи и объясняю как ее надо дорешивать. Цикл повторяется и я решаю следующую  часть задачи.
Довел я, значит, решение задачи до дифференциального уравнения вот такого вида:
dy/dx=-y/a,
где y – функция, x – переменная, a – константа, dy и dx – дифференциалы функции и переменной.
Заканчивайте – говорю. Группа сидит.
Надо, говорю, перенести y в левую часть уравнения, а dx в правую. Группа сидит. Толи не умеют переносить вообще, толи считают, что в дифференциальных уравнениях перенос осуществляется как-то по особому.
Переношу. Получается так:
dy/y=-dx/a.
Ну? Выжидающе смотрю на студентов.
Че – ну? Отвечают студенты. Что дальше делать то?
Дальше говорю надо проинтегрировать. Слева и справа табличные интегралы. Вы умеете брать табличные интегралы?
Оказалось – не умеют. Вернее пара человек умеет, но боится ошибиться. И ошибаются, забыв, что есть начальные условия и интеграл надо брать определенный. Впрочем, на фоне остальных навыков, это не ошибка. Так – недочет.
Вместе интегрируем. Получается так:
ln(y/y0)=-L/a.
Все, говорю. Заканчивайте.
Так закончили уже, вот решение – отвечают студенты.
Не, говорю. Формула получена, когда в левой части равенства осталась только функция, т.е. y, а в правой все остальное. Для этого нужно взять экспоненту от левой и правой части.
Оказалось, что экспоненту брать они тоже не умеют. Дорешиваю и говорю позитивным парням и девушкам. А студенты в группе реально позитивные, радостные. Многие с айфонами.


Нельзя, говорю, учась в техническом вузе настолько плохо знать математику. А вы ее практически не знаете. Но еще не поздно, еще можно мобилизоваться и подтянуть знания.
Не, говорят позитивные парни и девчонки. Мы химики, математика нам не нужна. Мы на химии пробирки смешиваем без всякой математики.
Химики, говорю. В химии расчетов не меньше чем в физике. И математика там довольно сложная. Смешивание пробирок это уровень лаборанта. Для этого не надо учиться пять лет. Этому учат года за два максимум. Ну ладно, обращаюсь я к девушкам. Парни допустим от армии косят, но вы то точно пришли чтобы чему-то научиться. Так учитесь, а не тусуйтесь.
Так работать пойдем, там нас всему и научат, говорят студенты. Методом погружения.
У вас тут третий год типа погружение. Вы почти за три года, учась на дневном отделении, умудрились ничему не научиться. С чего вы взяли, что на работе будет по другому? Кто там с вами возиться будет?
А мы в руководители пойдем – отвечают студенты.
Такое вот агрессивное невежество.
Вы спросите – почему эти прекрасные люди до сих пор не отчислены? А потому, что уже несколько лет как, в государственных ВУЗах подушевое финансирование. Отчислишь пятнадцать студентов и придется увольнять одного преподавателя.

Бюджет? или коммерсы?

В основном бюджет (((.

Атас. А я думал, это мы тупые, глядя на предыдущее поколение мехмата.

Камрад, я не вправе советовать, но расскажу одну историю. Был у нас принципиальный препод, который сносил даже побои (по слухам), но оценивал строго. Мы расслабленные на 4-м курсе (типа, дембель почти:))) ) подошли к его занятиям, и сессию вовремя не сдал никто с потока(!). Потом было три (!!) комиссии. В итоге большинство ту зимнюю сессию сдало в мае. Отчислили 6-х - всех тех, кто на последней комиссии угодил к тому же преподу.

Так вот. Ни один курс не был для меня более полезным. Именно после этого я, прийдя на работу, имел верное к ней отношение: здесь нет троек и пятерок - ты либо сделал все, либо провалил задание.

У нас тоже такой был принципиальный. С первого раза из всего потока сдало зачет(!) 3-4 человека. Остальные на пересдачу, еще 2-3 сдавших. Остальные на 1-2 комиссию и 3 человека на отчисление. Пожалуй, самый толково освоенный предмет был.

Не, ну так то дифуры в школе не проходят. Это они должны уже в университете проходить.

Так у нас и не школа. Институт.

Полный песец. Но к этому давно шло.
И падение престижа естественных и технических специальностей многолетнее и до сих пор сидит в голове.
Хотя толковых инженеров уже несколько лет как разбирают с 2-3 курса с руками и ногами.

В ВУЗах должно быть максимум 20% мест от числа выпускников школ.
Остальные - в пту и армию.

Согласен. Платное обучение нанесло очень сильный удар по качеству высшего образование. Подушевое финансирование его добивает.

Как же страну поднимать?

На х... (зачем) такая работа?
Гордость профессиональная какая-нибудь есть? Неужели не гложет, что производите в свет паразитов-разложенцев?

Re: Как же страну поднимать?

А что делать? Ну, на нашем месте.
Не преподавать? Так оно везде примерно так. Кроме может самых престижных вузов.
Собственно не все группы такие тугие. Многие получше. Хотя и хуже группы есть.

Толковых студентов мы стараемся в научную работу включить.

как преподают - такие и знания

И так и не так.
Студенты которые учатся и берут получаемые знания выходят на вполне приличный результат.
Студенты которые напрягаться не хотят, получаются вот такие. А заставить сложно.

Лет 10 уже этой веселухе. Ещё как-то держалось, когда были старые ректора. А как поставили ликвидаторов - так поголовный разврат пошёл.

Не в ректоре дело. Ректор нормальный. Но его задача, чтобы институт выжил и жил по возможности лучше.
Дело в Минобразования, которое такие условия для институтов создает.

замечательное подушевое финансирование

а ведь еще базовый уровень знаний по математике в школе не ввели ( как бы для тех, кому математика не нужна) . а он уже в институте действует!

Тоже преподаю в вузе. Имхо, дело тут совсем не в подушевом финансировании. Дело тут ... в айфонах! Это поколение я называю "поколением графических интерфейсов". Упрощенно говоря, они воспринимают информацию и мир графически, т.к. очень мало читают и львиную долю информации о мире получают через видео (прибавим сюда же компьютерные игры), для них "dy/y=-dx/a" - лишенная смысла комбинация символов, для нее в их сознании просто не возникает никаких графических ассоциаций, поэтому и они не понимают, как с ней обращаться. Ближайшая, хоть и слабая аналогия - это разница между иероглифическим и алфавитным письмом.
Не случайно родился мем "не осилил, много букв".

Кроме того, есть ещё один фактор - соотношение мест в вузах и количества выпускников школ. Сегодня почти 100% выпускников могут поступить в вуз (много вузов, платный прием). Но реально овладеть программой высшей школы способны максимум процентов 20% - от природы не уйдешь.

Edited at 2015-04-24 06:48 am (UTC)

Все правильно, согласен.
Подушевое финансирование тут в следующем.
Если бы не оно, то можно было бы отчислить две трети группы не способных или не желающих учиться.

Тут есть еще проблема, состоящая в отсутствии смысла. Социальная пустота. Люди не видят будущего, не ассоциируют себя с ним. Отсюда представление о неактуальности получаемых знаний, отсюда нижайший интерес, отсюда низкая усвояемость. Результат вами описан.

Что делать?
Во-первых, согласовывать свои действия с остальныи преподами. Знать, кто есть кто в твоей группе, сообща топить блатняк и балласт, всё равно они потом дороже выйдут. В одиночку - не сделаешь ничего. А если коллектив такой, что сообща ничего делать не хотят и не умеют - тады только бечь из такого коллектива. Ну его нафиг-нафиг.
Во-вторых, новые знания должны быть привязаны к уже имеющимся. Поэтому хорошо бы узнать заранее, какие темы сейчас студент изучает, какие курсачи пишет. Да, тут придется самому разбираться в чужих темах, подстраивать свой предмет под их программу и методики. Но умение говорить на одном языке, умение пользоваться общим инструментом - оно того стоит.
В-третьих, на занятиях нужно читать не только и не столько ядерную физику, сколько - воспитывать студента. Не беда, если студент не может посчитать табличный интеграл. Беда, если он не понимает, нафига ему все вот эти интегралы. Как они соотносятся с миром айфонов, крутых тачек и ипотек, в котором живет он и его друзья. Потому что пока они душой - в том мире, то все эти интегралы будут подобны лому - в одно ухо влетают, из другого вылетают. И пока не выдернешь его из этого мира - толку не будет.
Ну и наконец - конечно же нужно глубоко любить свой предмет, чувствовать всю его специфику и красоту. Не знаю уж как, но студент как-то чувсвтвует, когда рассказываешь искренние увлеченно, а когда - на отвяжись. И относятся соответственно.

судя по рассказам преподавателей разных вузов, такая ситуация процветает во всех специальностях, не только в технических.
через 2-3 года эти студенты станут выпускниками. и ладно, если они и правда начнут руководить - например, ларьком по продаже айфонов.
а если они пойдут учить? и выучат таких же осталопов, только придурь свою преподадут как норму?
а если - лечить? живо представляю себе врача, который все годы обучения смешивал пробирки и этим гордился. ведь остальное он и так узнает. методом погружения в сериал "интерны".

?

Log in

No account? Create an account